Истоки Духовного подвига поэта (Н.М. Языков)
Автор: И.П. Карпов, г.Йошкар-Ола
Подвиг – это такое событие в жизни народа или такой поступок человека, в котором выражается способность народа или одного человека на действие необычайное, готовность жертвовать жизнью – во имя своей веры, родины, семьи.
Подвиг – не всегда самопожертвование во время войны, не всегда кратковременное действие, это может быть и многолетний кропотливый труд на благо народа или молитвенное стояние во спасение души.
После войны 1812 года и декабристского мятежа 1925 года в царствование Государя Николая I России дано было по крайней мере два десятилетия мирного времени (тридцатые – сороковые годы).
В это время Н. В. Гоголь в “Выбранных местах из переписки с друзьями” (1847) призвал читателей к подвигу мирного созидательного труда, к подвигу молитвенного спасения.
Николай Михайлович Языков (1803–1846), для него деяния предков – подвиги, он и его молодые друзья готовят себя – “Для дум и подвигов благих”, собирание народных песен – подвиг, посещение молодыми супругами Троицкой лавры – богоугодный подвиг (духовный)… и так вплоть до возвращения русских людей к своей национальной одежде – тоже подвиг.
Но в это же время в среде русской интеллигенции созревало и разрушительное течение – западничество, с его внутренней устремленности к революции.
В. И. Ленина чётко указал на основные вехи развития революционных идей в России:
«Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли”» («Памяти Герцена») (1, 246–247).
От «героев»-народовольцев уже было совсем недалеко до революции и Гражданской войны.
Против западников: П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского, А. И. Герцена – выступили славянофилы: К. С. и И. С. Аксаковы, А. В. и П. В. Киреевские, С. П. Шевырёв, А. С. Хомяков. В их идейной, родственной и дружеской среде был и поэт Николай Михайлович Языков
Языков в западниках почувствовал людей, которые своим мировосприятием, своими идеями отрицали всё, что было ему дорого и мило.
6 декабря 1844 года он написал стихотворение “К ненашим”, которое стало одним из идейно-эмоциональных центров литературного процесса середины XIX века. Это стихотворение провело резкую грань не просто между славянофилами и западниками, но между двумя Россиями – Русью Святой и Россией революционной, разрушительной.
Языков прямо сказал западникам: «Вы все – не русской вы народ!», потому что вы не цените святое дело, славу, предания старины, народ для вас – чужд, странен, дик, потому что со своим народом вы не умеете «ни жить, ни петь, ни говорить» – «Умолкнет ваша злость пустая, / Замрёт неверный ваш язык: / Крепка, надёжна Русь святая, / И русский Бог ещё велик!» (2, 350–351).
«Сам Бог внушил тебе прекрасные и чудные стихи “К не нашим”, – писал Языкову Н. В. Гоголь в начале февраля 1845 г. – Душа твоя была орган, а бряцали по нем другие персты. Они еще лучше самого “Землетрясенья” и сильней всего, что у нас было писано доселе на Руси. Больше ничего не скажу покаместь и спешу послать к тебе только эти строки. Затем Бог да хранит тебя для разума и для вразумления многих из нас» (3, 303).
Вот это стихотворение было действительно духовным подвигом поэта. До сих пор им восхищаются одни – наши, его называют “доносом” (вослед Герцену) другие – ненаши.
Но я хочу подробнее остановиться не на самом стихотворении – не на деянии, а на том, что предшествовало этому деянию, точнее, благодаря чему – каким силам, каким свойствам поэта – оказался возможным этот всплеск идей и эмоций.
Читать далее>>
- Семья – род – человек
- Природа
- Народ, единство его исторической судьбы
- Родина
- Верность родине – верность православию
- Любовь к родине – любовь к родному языку
- Божественное предназначение поэта
- Русский Бог
- Жизнеутверждающий эмоциональный комплекс
|