Жизнеутверждающий эмоциональный комплекс - Истоки Духовного подвига поэта (Н.М. Языков)
Автор: И.П. Карпов, г.Йошкар-Ола
«Всё мило мне…» – восклицает двадцатидвухлетний Языков (стихотворение «Родина», 1825) (2, 133), в тридцать лет скажет определеннее: «Но вот хвала и слава Богу! / На православную дорогу / Я вышел: мил мне Божий свет!» («Алексею Николаевичу Вульфу», 15 мая 1833) (2, 289).
«Мил мне Божий свет» – потому что поэт вышел на православную дорогу. Православие в нем было изначально, с детства, неотъемлемо от него, но вот чувство высказано в слове.
Обратим внимание на то, что во всех процитированных стихотворениях воплощается одно большое авторское чувство – доброта. Все люди, к которым пишет свои послания Языков, – прекрасны. И он славит их. Мир для него чист и ясен, русский Бог, родина, родной язык, родные предания, семейные узы – всё священно. Всё это вместе взятое и есть живое чувство родины, жизнеутверждающий эмоциональный комплекс.
В таком эмоциональном мире нет иронии, тем более сарказма. Основное слово – радость: «Здесь радость с тишиною», «И радость, слава Богу / Дружится вновь со мной!», «И радость, их подруга, / Вновь оживит умы» (1820 или 1821) (2, 49, 52), «Я буду воспевать мой радостный удел» (1822) (2, 54), «Песни радостных пловцов», «Радость жизни», «Песни радостным друзьям» – «Каждый день счастливым / Находил и оставлял» (1823) (2, 59?61), «С какою радостью она, / Сквозь потемневшие окна / Глядит на снежную погоду” (1823) (с. 101), “Поэту радости и хмеля, / И мне судил могучий рок…» (1824) (2, 120), «И Волги радостные воды» (1825) (2, 133)…
Поэт восхищён будущим поприщем («К Вульфу, Тютчеву и Шепелеву», 27 августа 1826), он в восторге от купания в холодной воде, от радости сильного молодого тела («Тригорское», осень 1826). Вершина пафоса радости жизни – стихотворение «Пловец» (1829), сопровождаемое призывом: «Смело, братья!»: «Будет буря: мы поспорим, / И помужествуем с ней!» (2, 241).
Языков – светлая личность, поэт, восхищающийся окружающим его миром. Таким он остался до смерти. Авторское сознание, воплощенное в его поэзии, есть сознание цельной личности, сознание русского православного человека, внутренней основой которого является положительный эмоциональный комплекс – восприятие мира, человека – как творения Божьего.
Только из духовного человека может изойти духовный подвиг – как результат всей жизни.
- Семья – род – человек
- Природа
- Народ, единство его исторической судьбы
- Родина
- Верность родине – верность православию
- Любовь к родине – любовь к родному языку
- Божественное предназначение поэта
- Русский Бог
- Жизнеутверждающий эмоциональный комплекс
Примечания
- Ленин, В. И. о литературе и искусстве / В. И. Ленин. – 2-е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1960. – 784 с.
- Языков, Н. М. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. К. К. Бухмейер; Сост., подг. текста и примеч. К. К. Бухмейер и Б. М. Голочинской / Н. М. Языков. – 3-е изд. – Л.: Сов. писатель, 1988. – 592 с.
- Гоголь, Н. В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева и И. А. Виноградова / Н. М. Языков. – М.: Русская книга, 1994. – Т. 9. – 784 с.
- Абашеева, Д. В. Языковы в истории литературы и фольклористики / Д. В. Абашева. – М.: Изд-во «Таганка», 2009. – 444 с. (Глава 2., 2.1. – Духовно-нравственные основы семьи Языковых).
- Языков, М. Н. Сочинения / Сост., вступ. ст., примеч. А. А. Карпова / Н. М. Языков. – Л.: Худож. лит., 1982. – 448 с.
|