Запомнить сайт | Связаться с администраторомНаписать письмо
 

Михаил Эпштейн о Николае Языкове

Н. Языков - непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека. Этой теме посвящена почти половина всех пейзажных стихотворений Н.Языкова (около 20: "Пловец" - три одноименных стихотворения; "Морское купанье", "Водопад", "Ручей", "Море", "Песня Балтийским водам" и др.). Особенно любима поэтом Волга (6 стихотворений - больше, чем у кого-либо из крупных русских лириков). Плавание, купание, ныряние, прямое телесное соприкосновение с упругими волнами, заражающее бодростью и весельем, - наиболее характерный мотив, разрушающий прежнюю статичность водного пейзажа. Именно у Языкова впервые в отечественной поэзии запечатлен прямой осязательный контакт человека с природой - не видение или слышание, а прикосновение, объятие, телесная близость и слияние (например, в "Морском купанье", 1840: "И громом и пеной пучинная сила, // Холодная, бурно меня обхватила, // Кружит и бросает, и душит, и бьет..."). Особенно дорог кипучему дару Языкова образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии, с которой мерится силой его лирический герой ("Будет буря: мы поспорим // И помужествуем с ней". - "Пловец", 1829.

Языков может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая в отличие от пушкинской подчеркивает не скромную, смиренную, невзрачную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", 1822; "Чужбина", 1823; "Родина", 1825). В некоторых поздних стихах восторг перед грандиозностью родной земли становится декларативным, художественно вялым: национальное своеобразие русской природы заслоняется ее риторическим восхвалением.

 

Все права защищены © 2007—2024