Биография Вяземского Петра Андреевича
Вяземский Петр Андреевич (12[23].07.1792—10[22].11. 1878), князь, поэт, критик. Потомок старинного княжеского рода. Получил домашнее образование. С 1807 года, оставшись сиротой, находился на попечении Н.М. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского). В 1812 году вступил в ряды ополчения, участвовал в Бородинском сражении. В эти годы у Вяземского возникают дружеские отношения с И.И. Дмитриевым, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, а с середины 1810-х годов с А.С. Пушкиным. В 1815 году Петр Андреевич Вяземский — один из инициаторов создания «Арзамаса».
Последовательный патриот и монархист, порицавший радикальные взгляды масонов-декабристов, Вяземский вместе с тем позволял себе некорректные выпады против некоторых лиц из царского окружения и даже иногда высказывал либеральные суждения о «просвещенной монархии» с «конституционными» и «законосвободными» учреждениями. Весной 1821 года П.А. Вяземский попал в опалу и под тайный полицейский надзор. В 1828 году появляется его сатира «Русский бог», опубликованная А.И. Герценом в Лондоне.
Во многих своих либеральных заблуждениях П.А. Вяземский впоследствии раскаялся, был прощен царем и получил право поступить на государственную службу.
В 1830—55 годах Вяземский служил в Министерстве финансов. В 1856—58 годах — товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору. С 1863 года почти постоянно жил за границей, где и умер.
Первые стихи Вяземский напечатал в 1808 году. Обратившись в 1810 году к гражданской лирике, он создал стихи «Петербург» (1818), «Сибирякову» (1819), «Негодование» (1820).
С середины 20-х годов XIX века в стихах Петра Вяземского все явственнее ощущается влияние поэзии А.С. Пушкина; в стихотворениях «Станция» (1825), «Коляска» (1826), в «Дорожной думе» (1830) слышится «однозвучной жизни шум» из пушкинского стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». С 30-х годов в поэзии Вяземского преобладает пейзажная и интимная лирика.
В 10—20-е годы Вяземский вместе с А.С. Пушкиным принимал активное участие в полемике «Арзамаса» против «Беседы любителей русского слова», выступая сторонником карамзинистов. В «Послании к М.Т. Каченовскому» (1820) Вяземский защищал Карамзина от критики его литературных оппонентов. В 1825—28 годах Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где выступал как критик в защиту романтизма, против классицизма и литературных староверов. В статьях «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова» (помещена в виде предисловия к изданию «Бахчисарайского фонтана») и в «Письмах из Парижа» (1826—27) Вяземский рассматривал романтизм как утверждение исторического и национального начала в поэзии, как утверждение независимости личности. Позднее активно сотрудничал вместе с Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике», выступал против Ф.И. Булгарина и Н.И. Греча. В 1848 году П.А. Вяземский опубликовал написанную еще в 1830 году книгу о Д.И. Фонвизине, явившуюся первым опытом обстоятельного исследования жизни и творчества писателя. В 40-е годы литературно-критические статьи Вяземского, носившие православно-монархический характер, были направлены против либерально-масонских идей В.Г. Белинского («Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина», 1847; «Языков и Гоголь», 1847, и др.). Революция в Европе вызвала стихотворение Вяземского «Святая Русь» (1848), проникнутое ненавистью к революции и преданностью монархии. Политические стихи Вяземского 50—70-х годов носили православно-монархический характер и нередко подвергались травле со стороны либерально-масонских органов печати. Некоторые его поздние лирические стихи отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью. По мнению Вяземского, пушкинская эпоха — золотой век русской культуры — ушла в прошлое, а настоящее не сулит Отечеству ничего хорошего. Все и всё измельчало. Величие прежней эпохи не вернуть. В 1855 в Лозанне были изданы «Письма русского ветерана 1812 года». В течение многих лет Петр Андреевич Вяземский печатал эпизодически отрывки из «Старой записной книжки» (в 20—30-е — в «Московском телеграфе», «Северных цветах», в 70-е — в «Русском архиве»). Сводная их публикация, в том числе неизданных (32 книжки из 37, хранящихся в Остафьевском архиве), помещена в Полное собрание сочинений Вяземского (т. 8—10, 1883—86). В них Н.А. Вяземский включил свои анекдоты, афоризмы, стихи, меткие зарисовки политического и литературного быта своего времени и портреты современников.
Петр Андреевич
Вяземский — поэт высокой художественной культуры, владевший различными жанрами. В его лирике встречаются интонации торжественной оды, продолжающей державинские традиции; они сменяются тонкими зарисовками природы («Первый снег», 1819); негодующая публицистическая речь чередуется с изящной записью в великосветском альбоме или наброском народной песни («Тройка мчится, тройка скачет…»). Для поэтического языка П.А. Вяземского характерны свободные переходы от романтического пейзажа к куплетной форме («Зимние карикатуры», 1828), от высокого пафоса к языку «газетного стихотворения» фельетонного типа и к обиходной разговорной речи. «Поэту должно искать иногда вдохновения в газетах. Прежде поэты терялись в метафизике; теперь чудесное, сей великий помощник поэзии, на земле», — писал Вяземский в 1821 («Остафьевский архив кн. Вяземских». Т. 2. СПб., 1899). Певучей музыкальности поэтической речи Вяземский предпочитал прозаическую резкость стиха, отражающего точность острой мысли. Ради создания «поэзии мысли» Вяземский порой нарушал грамматические нормы языка, жертвовал легкостью и правильностью стиха. Его мастерство сатирика, автора острых эпиграмм и салонных каламбуров дало повод для пушкинской характеристики Вяземского: «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском колких слов, и шутками богатый…»
На правах рекламы:
• Вокально инструментальный микрофон купить инструментальные микрофоны www.allfordj.ru.
|