Запомнить сайт | Связаться с администраторомНаписать письмо
 

Для инвесторов в России нефть важнее политики

Когда в 1917 году разразилась большевистская революция, иностранные инвесторы в России не дрогнули.

Американская компания Standard Oil Co. назвала революцию удачным моментом для покупок и приобрела на несколько миллионов долларов земли и акций нефтяных месторождений на юге России.

Постепенно и акции и земля полностью обесценились.

«Иностранцы не могли себе представить, что большевики национализируют промышленность страны, — говорит заместитель директора центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман.

— Они думали, что сорвут куш».

Сегодня и российские, и иностранные инвесторы столкнулись с новой проблемой. Является ли то, что Кремль усиливает свой контроль над политикой и промышленностью страны поводом для паники?

Западные компании уже выразили озабоченность в связи с консолидацией власти Кремля. Однако до сих пор ведущие бизнесмены мира голосовали своим кошельком.

На этой неделе компания ConocoPhilips объявила о заключении сделки на 2,4 млрд долларов с российским «Лукойлом», выразив уверенность в инвестиционном климате России. Эта сделка состоялась на волне многочисленных в последние месяцы сделок иностранных компаний, стремящихся проникнуть в российский банковский и энергетический сектора, а также сектор услуг.

Российский акционерный рынок, где доминируют иностранные инвесторы, практически не отреагировал. Его основной индекс стабильно повышается с середины августа, несмотря на растущие опасения, что кампания Кремля против ЮКОСа, в прошлом относившегося к «голубым фишкам», может привести к разрушению этого нефтяного гиганта.

Местные инвесторы кажутся более обеспокоенными. Когда к власти пришел Владимир Путин, утечка капитала из России, которая при бывшем президенте Борисе Ельцине имела неконтролируемый характер, уменьшилась. Согласно официальным данным, теперь она вновь начала нарастать.

По мнению экономистов, политика не единственный фактор, вызывающий эту утечку. Увеличение американских учетных ставок привлекает деньги в США, а летний мини-кризис в российском банковском секторе привел к тому, что многие россияне перевели свои сбережения в наличные доллары.

В стране царит смутное беспокойство, что действия Кремля против ЮКОСа и другие его шаги окажут негативное влияние на российский бизнес. Кроме того, существуют опасения, что нападки Кремля на ЮКОС и другие компании наносят вред российскому бизнесу.

«После президентских выборов российский бизнес начал задумываться о том, продолжать ли придерживаться избранной стратегии или изменить ее, — говорит руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. — Сейчас правительство должно объяснить, продолжаем ли мы идти тем же путем или что-то изменилось».

Вьюгин не считает, что правительство обдумывает полный пересмотр приоритетов экономической политики, но добавляет при этом, что оно должно более четко сформулировать свою позицию.

Зрелище россиян, продающих свои акции, и иностранцев, их покупающих, вызывает у ветеранов инвестиций мрачные воспоминания. Перед дефолтом августа 1998 года российские инвесторы активно выставляли на продажу свои акции и облигации. Иностранные инвесторы оказались в числе тех, по кому дефолт ударил особенно сильно.

Сейчас иностранные инвесторы делают ставку на то, что рост цен на нефть, основной экспортный товар России, перевешивает любые политические риски.

«Политика это одно, а макроэкономика — другое, — говорит руководитель инвестиционного управления компании «Тройка Диалог» Тим Маккарти. — А макроэкономика в России сейчас сильна настолько, что инвесторы готовы закрыть глаза на политику».

Однако последние шаги Путина по ограничению выборов на местах и укреплению контроля Кремля заставляют многих усомниться в справедливости базовой предпосылки Запада в отношении России после распада Советского Союза в 1991 году — что Россия, хоть и неровно, но движется к демократии западного образца.

Сейчас инвесторы и аналитики должны расширить рамки своего сознания.

Самый часто звучащий вопрос — могут ли инвестиции в авторитарном государстве быть такими же прибыльными, как и в демократическом.

«Демократия — это предмет роскоши, как чистый воздух, — говорит главный аналитик московского представительства Sovlink Securities Эрик Краус. — Иностранные инвесторы хотят стабильности. Россия сегодня выглядит более стабильной, вне зависимости от того, нравится вам такая форма стабильности или нет. Лично я считаю, что это большой прогресс по сравнению со временами Ельцина».

Еще более остро стоит вопрос, что случится с остальной экономикой России, если цены на нефть упадут.

В прошлом году инвесторы надеялись, что Кремль проведет некоторые структурные изменения, чтобы экономический рост стал более устойчивым. Однако до сих пор единственная забота Кремля — это укрепление собственной политической власти.

 

Все права защищены © 2007—2024